Каким бы современным ни был автомобиль, возможности
двигателя, трансмиссии и всех остальных элементов конструкции
реализуется посредством контакта с дорогой его шин. Шины для автомобиля
– та же самая обувь. От того, насколько она удобна, зависит насколько
хорошо мы себя чувствуем, как долго можем ее носить, и даже наше
настроение. Выбор обуви для автомобиля, пожалуй, даже более важен.
Некачественные, не соответствующие сезону, грузоподъемности, скоростным
нагрузкам и особенностям дорожного покрытия шины способны свести на нет
самые передовые достижения автомобилестроителей. В самом деле, что
проку от мощного двигателя а/м, если он вхолостую вращает на льду
колеса, обутые в летние покрышки?
Хорошие и подобранные по сезону шины, – прежде всего безопасность! А чувство, уверенности, основанное на сознании безопасного поведения а/м на дороге – это душевный комфорт,
который сочетается с комфортом, который дают все те же хорошие шины.
Следовательно, один и тот же а/м в одних и тех же условиях способен
доставить как чувство удовольствия от вождения, так и
неприязнь, потому что езда превращается в утомительную борьбу с
собственной машиной. А все дело лишь в правильно подобранной
автомобильной обуви!
Хорошие шины позволяют двигаться безопасно и быстро,
а значит – это сэкономленное время, которое порой может стоить дороже
любых денег. Хорошие шины со временем окупаются, т.к. снижение
сопротивления качению ведет к экономии топлива.
Обратите внимание на множество мелких аварий, когда
никто не пострадал, только чуть-чуть помято крыло, разбита фара и т.д.
Автомобилю, чтобы избежать столкновения, не хватило буквально метра.
Помятого крыла и разбитой фары могло бы не быть, если бы тормозной путь
был короче. А тормозной путь, помимо всего прочего, зависит от
коэффициента сцепления шин с дорогой. Поэтому, в одной и той же
ситуации водитель, чьи шины не соответствуют условиям движения, будет
раскошеливаться на кузовной ремонт, в то время как тот, кто позаботился
о соответствующей "обуви", уверенно продолжит поездку. Таким образом,
шины, подходящие а/м и условиям движения не только обеспечивают
безопасность и комфорт, но и помогают избежать ненужных затрат. Как ни
парадоксально, но покупка хороших шин – это экономия.
Выбор шин очень обширен, но настораживает разброс
цен на одинаковый по виду товар. Цена шины для одного и того же а/м
может отличаться в несколько раз в зависимости от производителя. Почему
такая разница?
Начать нужно с того, что стоит за понятием "хорошая шина". Опытный автомобилист назовет следующие критерии хорошей шины:
- Имеет малый тормозной путь.
- Автомобиль, обутый в хорошие шины, уверенно держит дорогу.
- Управляемость хороша на любом покрытии.
- Шина мягкая, а поэтому автомобиль легче проглатывает неровности дорожного покрытия.
- Шина легкая (больше плавность хода за счет снижения неподрессоренных масс).
- Шина не шумит.
- Шина позволяет экономить топливо.
- Долго служит.
Характеристики каждой конкретной шины достигаются путем сложного
сочетания особенностей конструкции, рисунка протектора и качества
использованных резиновых смесей. Шины легковых автомобилей различаются
по способу герметизации внутреннего объема, расположению нитей корда в
каркасе, отношению высоту к ширине профиля, типу протектора и по ряду
некоторых других специфических особенностей, вызванных назначением и
условиями эксплуатации шин.
По способу герметизации внутреннего объема, шины бывают камерными и бескамерными.
Камерные шины состоят из покрышки и камеры с вентилем. Размер
камеры всегда несколько меньше внутренней плоскости покрышки во
избежание образования складок в накаченном состоянии. Вентиль
представляет собой обратный клапан, позволяющий нагнетать воздух в шину
и препятствующий его выходу наружу. Бескамерные шины отличаются наличием воздухонепроницаемого резинового слоя, наложенного на внутренний слой каркаса покрышки (вместо камеры) и имеют следующие особенности: - Меньшая масса.
- Повышенная безопасность при езде, так как в случае прокола
воздух выходит только в месте прокола (при мелких проколах достаточно
медленно).
- Простота ремонта в случае прокола.
Однако, бескамерные шины требовательны к колесным дискам. Они
требуют колес с ободом специального профиля и повышенной точности
изготовления.
Колеса для бескамерных шин, кроме этого, должны
обладать высокой герметичностью сварного шва (колесо с диском), а также
иметь на посадочных полках обода специальные кольцевые выступы
тороидальной формы ("хампы"), предотвращающие самопроизвольное
соскальзывание бортов шины (разбортировку) в случае критических
ситуаций во время движения.
Камерные и бескамерные шины по расположению нитей корда в каркасе покрышки могут быть как диагональной, так и радиальной конструкции.
В диагональных шинах нити корда в смежных
слоях ткани располагаются (пересекаются) под некоторым углом между
собой. Число смежных слоев обычно рано четырем.
В радиальных шинах все нити корда
расположены параллельно по радиусу от одного борта к другому и не
пересекаются между собой. Эта, незначительная (на первый взгляд)
разница обеспечивает лучшие эксплутационные свойства радиальных шин,
практически вытеснивших диагональные шины из употребления во всем мире.
У радиальных шин значительно меньше сопротивление качению и еще более
заметное увеличение срока службы шины. ЛЕТНИЕ и ЗИМНИЕ ШИНЫ Усовершенствование современных шин идет в
нескольких направлениях: сокращают содержание резины в каркасе и
снижают его слойность; повышают прочность корда и его связь с резиной;
уменьшают стрелу дуги протектора (выпуклости беговой дорожки). Все это
направлено на то, чтобы снизить массу шины, уменьшить её нагрев при
движении и улучшить теплоотвод.
Летние шины отличаются от зимних так же значительно, как лето от зимы.
Каркас современной радиальной шины может насчитывать
до 25 элементов, а количество смесей резины, применяемых при ее
изготовлении, доходит до десяти. От протектора и его рисунка зависит
уровень шума во время качения шины и ее износостойкость, сцепление с
дорогой, причем для сухих, мокрых или грязных дорог требуется свои
"специальные" рисунки.
Шины с направленным рисунком протектора имеют
улучшенную способность отвода воды или снега из пятна контакта с
дорогой. Они менее шумны. Запасное колесо совпадает по направлению
вращения только с колесами одной стороны автомобиля, но временная
установка его против предписанного направления вращения допустима, так
как этот эффект проявляется только на больших скоростях.
Асимметричный рисунок - один из способов
реализовать разные свойства в одной шине. Её наружная сторона лучше
работает на твердой дороге при положительной температуре, а внутренняя
- на зимней.
Рисунок повышенной проходимости в
отечественной классификации это разреженный рисунок шашечного типа с
развитыми грунтозацепами по плечевой зоне, с мощными недеформируемыми
шашками, часто не расчлененными прорезями.
Зимний рисунок отличается крупными
шашками, имеющими пилообразные края и большое количество тонких
прорезей внутри. Каналы между шашками достаточно крупные, чтобы не
забиваться снегом. Многие из зимних шин рассчитаны на установку шипов
противоскольжения.
Наиболее популярны "дорожные" и "универсальные"
шины. От рисунка протектора зависит сцепление шины с дорогой, причем
для сухих, мокрых или загрязненных дорог требуются свои специальные
рисунки. Не менее важной является демпфирующая способность шины,
которая ухудшается с увеличением толщины протектора. От рисунка
протектора существенно зависит и износостойкость шины. Для дорожных шин
важным считается бесшумность качения на высоких скоростях,
экономичность и т. п. Поэтому количество и разнообразие применяемых на
шинах рисунков протектора огромно и не поддается классификации, так как
ежегодно появляются новые и новые образцы шин с оригинальными рисунками
протектора.
Установленная на автомобиле шина в значительной
степени предопределяет управляемость, устойчивость и комфортность.
Наилучшие результаты достигаются применением комплектов резины
посезонно.
В зависимости от назначения шины можно разделить на три основные группы: летние, всесезонные и зимние.
Летние покрышки. Шины этого типа обеспечивают максимальное
сцепление с сухой и мокрой дорогой, обладают максимальной
износостойкостью, экономичностью и наилучшим образом приспособлены для
скоростной езды.
Их отличительные признаки:
Четко выраженные продольные канавки для отвода воды
из пятна контакта протектора с дорогой, что препятствует возникновению
эффекта аквапланирования.
Менее выраженные поперечные канавки.
Отсутствие микрорисунка.
Шины имеют специальный состав резины и не
симметричный рисунок протектора для уменьшения шума, сохраняют
стабильный коэффициент сцепления с дорогой независимо от особенностей
качения на высокой скорости.
Всесезонные шины являются компромиссом между
летними и зимними. Эта группа шин хорошо приспособлена для работы на
сухом и мокром асфальте, отличается удовлетворительной
приспособленностью к зимним дорогам и несколько большим износом, чем
летние.
Рисунок протектора всесезонной шины более
разветвленный, причем элементы рисунка группируются в хорошо различимую
"дорожку" и разделены канавками разной ширины. На элементах рисунка
протектора - узкие прорези дополнительного микрорисунка.
Всесезонные шины способны обеспечить приемлемый
уровень безопасности зимой и достаточный комфорт на летней дороге,
однако совмещают в себе не только достоинства, но и недостатки шин,
предназначенных для конкретного сезона.
Зимние шины. Предназначены для работы на
заснеженных и обледенелых дорогах, сцепные качества покрытия которых
могут изменятся в зависимости от ситуации. Рисунок протектора таких шин
имеет четко выраженные "шашечки" от продольных и поперечных канавок
значительной глубины. У "шашек" сложный фигурный рельеф для увеличения
рабочих боковых поверхностей, а также разветвленный микрорисунок,
прорези которого могут сообщаться с канавками или быть закрытыми.
Элементы рисунка протектора зимней шины максимально приспособлены для
сцепления с обледеневшей дорогой- каждая прорезь в контакте с дорогой
образует ступенчатую грань, которая "зацепляется" за микрошероховатости
дорожного покрытия.
Зимние шины обозначаются индексом M+S. Они имеют строго определенное направление движения (указано стрелкой).
Если автомобиль эксплуатируется преимущественно в
условиях большого города, где на дорогах чаще встречается снежно-
соляная каша, чем укатанный снег или лед, то следует обратить внимание
на ассортимент неошипованных зимних шин. Они легче, имеют меньшее
сопротивление качению, ходят, как правило, больше, чем шины с шипами.
Неошипованные шины хуже держат обледенелую дорогу, но на мокром и
грязном асфальте имеют неоспоримые преимущества, в том числе и по
протяженности тормозного пути. Нельзя не отметить, что неошипованные
шины значительно дешевле аналогичных шипованных .
Шипованные зимние шины. Для улучшения
сцепления с обледенелой или покрытой укатанным снегом дорогой шины
могут оснащаться шипами. Многие зимние шины позволяют устанавливать
шипы противоскольжения или имеют их. Дело в том, что при движении
автомобиля при температуре окружающего воздуха до –10* С и даже ниже в
зоне контакта шины с дорогой всегда присутствует тонкий слой влаги
(шина нагревается от трения и деформации). Поэтому на заснеженной
дороге задача шипов противоскольжения - продавливать влажную плёнку,
играющую роль смазки, и обеспечивать надёжный контакт шины с дорогой.
Для каждой шины конкретного автомобиля, а также с учетом характера
(интенсивности) движения подбирают наиболее подходящие по типоразмеру
шипы.
На протекторе, обильно изрезанном
ламелями, должны четко прослеживаться ряды гладких площадок. Именно они
являются посадочными местами для шипов.
Шипы располагаются в несколько рядов, что
улучшает сцепление с дорогой при интенсивном торможении, в том числе
при юзе и разгоне. Как правило, шипы размещены приблизительно на
расстоянии 1/3 от краёв протектора, там, где при качении шины создаётся
наибольшее удельное давление, и выступают на 1,0- 1,5 мм. В этом случае
шипы будут хорошо вгрызаться в поверхность. Их нельзя ставить стройными
рядами. В пятне контакта будет работать только первый шип из шеренги,
остальные - лишь скользить по проделанной канавке, не цепляясь за лёд.
Количество шипов зависит от размеров шины. Центральная часть протектора
не подвергается ошиповке для сохранения хорошего сцепления с чистой
дорогой.
Существует множество форм и конструкций шипов:
Наиболее распространены одно - и двухфланцевые металлические шипы с вставкой из твердого сплава.
Однофланцевые шипы меньше нагреваются и лучше
держатся в шине, поэтому их рекомендуют для достаточно высоких
скоростей движения по сухим дорогам.
Двухфланцевые - более универсальны.
Есть также пластиковые шипы с твердосплавной
вставкой. Что существенно позволяет снизить массу шипа, а значит, и
шипованной шины в целом. Как результат - меньший расход топлива, лучшее
ускорение и шипы держатся крепче
Недавно разработана методика изготовления
металлокерамических шипов, осуществляющих сцепление с дорогой не
центральной вставкой (её нет), а всей кромкой, что в некоторых случаях
оказывается эффективнее.
Правильно подобранные шипы изнашиваются равномерно с
протектором, сохраняя сбалансированность свойств шины в различных
дорожных условиях.
Подвергать ошиповке можно только новые, не имеющие
пробега шины, так как в процессе эксплуатации в протекторе, а особенно
вокруг отверстий под шипы, образуются микротрещины. В отверстия
попадает грязь, и в результате шипы не могут должным образом
удерживаться от вырывания.
В начале эксплуатации для шипованных шин необходим
период "обкатки". Чтобы шипы четко заняли свои посадочные места и при
последующей эксплуатации устойчиво держались, в течение первых сотен
километров пробега следует избегать резких ускорений и торможений. В
этот период также стоит почаще проверять давление в шинах, что позволит
избежать преждевременного износа шипов и их выпадения из протектора.
После "усадки" шипов у покрышек может возникнуть некоторый дисбаланс,
поэтому после завершения обкатки лишний раз не помешает провести
балансировку колес. Шипованная резина в большей мере, чем обычная,
подвержена воздействию влаги. Поэтому во время мытья машины (особенно
под высоким давлением) следует избегать прямого попадания струи воды на
протектор. Попав в пространство между шипом и резиной, она способна
вызвать разрушение протектора. Езда на ошипованных шинах по сухому
асфальту разрушительно действует на шину, а безопасность движения при
этом ухудшается из-за снижения коэффициента сцепления такой шины с
асфальтом (тормозной путь на сухом асфальте ошипованной шины на 10-20%
больше, чем без шипов).
Все зимние шины (даже без шипов) существенно
улучшают ездовые свойства автомобилей и, обеспечивают таким образом
большую безопасность езды зимой. Тормозной путь сокращается на 10-30%,
управляемость улучшается до 14%, а проходимость возрастает на порядок.
В тоже время расход топлива на самой "неэкономичной" шине увеличивается
только на 8%. Комфортабельность с зимними шинами остается на уровне
летних.
Как видно, за внешне простым изделием скрывается
сложнейшая конструкция, требующая серьезных исследований на этапе
проектирования и сложных технологий в производстве. Чем сложнее
конструкция шины, тем выше ее потребительские свойства. Очевидно, что
сложность конструкции отражается на цене. Теперь понятно, почему
отечественная шина для "Жигулей" в несколько раз дешевле, чем Michelin
или Pirelli.
К сожалению, еще не создано шины, которая одинаково
хорошо вела бы себя как на льду, так и на нагретом солнцем асфальте.
Слишком сильно должны отличаться конструкции шин для того, чтобы
управление автомобилем было безопасным и там и там. Так называемые
"всесезонные" шины – всего лишь компромисс между летними и зимними
покрышками. Всесезонка летом хуже, чем чисто летняя шина и зимой хуже
чисто зимней. Поэтому тем, кто не пренебрегает своей безопасностью,
лучше сразу позаботиться о соответствующей обуви для своего авто и
приобрести по комплекту как летний, так и зимний резины.
МАРКИРОВКА ШИН
Информация о конструкции и характеристиках шины наносится на ее боковину и может о многом рассказать специалисту.
Диагональные и радиальные шины различаются не только конструкцией, но и маркировкой.
Например: диагональная шина имеет обозначение 6,15-13/155-13, где:
6,15 - условная ширина профиля шины в дюймах;
13 - посадочный диаметр шины в дюймах; 155 - условная ширина профиля шины в мм.
Радиальная шина имеет единое смешанное миллиметрово - дюймовое обозначение.
Например: маркировка 165/70R13 78S Steel Radial Tubeless означает:
165 - условная ширина профиля шины в мм.
70 - отношение высоты профиля шины к ее ширине, %.
"R" - обозначение радиальной шины;
13 - посадочный диаметр в дюймах;
78 - условный индекс грузоподъемности шины;
S - скоростной индекс шины в км/ч;
" Steel Radial" - радиальная шина с металлическим кордом;
"Tubeless" - или "TL" - бескамерное исполнение шины.
Скоростные индексы шин обозначают буквами латинского алфавита:
L - до 120 км/ч; P - до150 км/ч; Q - до 160 км/ч; R- до 170 км/ч;
S - до 180 км/ч; T - до 190 км/ч; U - до 200 км/ч; H - до 210 км/ч;
V - до 240км/ч; W - до 270км/ч; Y -до 300км/ч; и Z (или ZR)- свыше 240 км/ч
Кроме стандартного обозначения, на боковину покрышки
наносят и дополнительную информацию. Например, кроме индекса
грузоподъемности, часто обозначается максимальная нагрузка ( Maximum
Load) и соответствующее этой нагрузке внутреннее давление в шине
(Maximum Pressure). При этом нагрузка указывается в фунтах (LBS), а
давление - в фунтах на квадратный дюйм (PSI) для шины в "холодном"
состоянии. Как правило, эксплуатационная нагрузка и внутреннее давление
в шине несколько меньше, чем ее максимальные возможности, т. е. Шина
подбирается на автомобиль как бы с "запасом".
|